Основными целями профориентационной работы в государственном учреждении образования «Пудовнянская средняя школа» являются:
· удовлетворение образовательных потребностей выпускников;
· расширение возможности социализации учащихся;
· способствование равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями;
· подготовка учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи профориентационной работы:
- формировать у учащихся личностные и общественно-значимые мотивы выбора профессии;
- определить склонности, интересы и способности учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации;
- развивать значимые для профессиональной деятельности психофизиологические функции организма, профессионально важные качества личности, общие (интеллектуальные, физические, творческие и др.) и специальные (математические, художественные и др.) способности;
- создавать условия для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей;
- ознакамливать учащихся с информацией о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии;
- пропагандировать востребованные в обществе профессии;
- оказывать помощь учащимся при решении вопроса о выборе профессии;
- организовать совместную деятельность школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся;
- проводить мониторинг профориентационной работы школы с целью профессионального самоопределения выпускников.
Вся профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора выпускника.
В соответствии с поставленными целями профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.
Основные мероприятия по профориентационной работе, проводимые в школе:
1. проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
2. участие в распространении информационных и учебно-методических материалов для учащихся;
3. участие в профориентационных событиях, организованных школой;
4. проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей;
5. организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда.
Работа с учащимися в школе по профессиональному самоопределению:
-преподавание в школе – углубленное изучение предметов;
-организация и проведение тематических экскурсий;
-проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;
-активизация интереса учащихся к выбору профессии;
-доведение сведений до учащихся специальностей (профессий).
Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению учащихся:
-взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;
-изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
-анкетирование о профессиональном обучении.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению учащихся:
-участие в родительских собраниях;
-классные часы с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
-информирование родителей учащихся о специальностях (профессиях);
-участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;
-информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда;
-разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся, выборе профессии;
-встречи учащихся и родителей с выпускниками - студентами СУЗов и ВУЗов.
Организационно-массовые формы профориентационной работы:
-психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;
-лекции по профориентации, проводящиеся классными руководителями, приглашёнными.
Профориентационные диагностика и консультации:
-исследование мотивации выбора профессии;
-исследование профессиональных интересов;
-исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
-индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов.